«Мы зарегистрировали нашу ERP-систему под названием «Ма-3»
20 ноября 2017
На вопросы главного редактора IT News Геннадия Белаша отвечает Алексей Копотилов, генеральный директор компании «Национальная платформа», входящей в холдинг НКК.
Признаться, мне казалось, что уже никто не рискнет взяться за разработку новой ERP-системы, тем не менее ваша компания на это решилась. Кто принял столь смелое решение?
На фоне общей стагнации экономики и IT-рынка в начале 2014 года в «Национальной компьютерной корпорации» шел поиск перспективных направлений. Экспертная группа начала масштабную аналитику существующих IT-решений для госсектора и промышленности, мы предложили создать собственное производительное ERP-решение. Искать технологического партнера решили в странах БРИКС. Через какое-то время ситуация усложнилась и большая часть отечественных предприятий оказалась ограничена в использовании западного программного и аппаратного обеспечения. Мы поняли, что шли в правильном направлении. После ряда встреч с различными вендорами мы остановили свой выбор на компании TOTVS. Это крупнейший разработчик ERP-систем в Бразилии и Латинской Америке, который на постоянной основе вкладывает существенные средства в развитие своей системы. В рамках соглашения TOTVS передала в «Национальную компьютерную корпорацию» технологию для создания российской системы. Так мы решили проблему долгосрочной разработки платформы с нуля и получили уникальный продукт, созданный на основе 30-летнего опыта разработки и внедрения ERP.
Что было самым трудным на начальном этапе?
Основная трудность заключалась в проведении переговоров по условиям передачи нам бразильской технологии TOTVS для создания российского продукта. В 2014 году у нас была сформирована рабочая группа, которая постоянно ездила в командировки в бразильский город Сан-Паулу, занималась расчетами и оценками всех рисков будущего проекта. На это у нас ушло полтора года – сделка состоялась только в мае 2016 года.
На каких условиях была подписана сделка?
Мы создали совместное предприятие с минимальной долей акционерного капитала, принадлежащего компании TOTVS. Нам были переданы технологии, и наша команда занялась доработкой ядра и функциональности системы.
Ваш бразильский партнер будет получать процент с продаж?
Акционеры совместного предприятия, конечно, будут получать определенные проценты с продаж пропорционально доле, которой владеют. Но о перепродаже нами лицензий TOTVS речи не идет. Мы зарегистрировали нашу ERP-систему под собственным названием «Ма-3».
Почему ваша система получила такое название?
Здесь история достаточно интересная. Когда мы начали работать с системой, увидели всю её многоуровневость, многослойность и стали в шутку между собой называть ее матрешкой. За многие месяцы имя так прижилось, что не хотелось от него отказываться. Но как только мы озвучили это нашим маркетологам, они взялись за голову. И после тщательного анализа рынка заявили, что такое имя не пойдет, название «Матрешка» — это утопия. В результате все же удалось сохранить название, но в несколько завуалированном виде: «Ма-3», то есть «Ма-трешка». Можно сказать, что мы оцифровали матрешку, как язык переводят в бинарный код.
Сколько сотрудников занималось перепрограммированием бразильской ERP-системы?
Здесь не совсем корректно говорить только о штатных сотрудниках. В работе над новой системой участвовали сотни специалистов холдинга НКК, куда входит наша компания. Их привлекали на аутсорсинг на короткие отрезки времени, что было много эффективней и много дешевле.
Функционал бразильского варианта ERP-системы вы усекаете или расширяете?
В их системе намного шире развиты отраслевые решения: сельское хозяйство, медицина, образование и рядом других. Мы планируем сконцентрироваться на машиностроении и всем том, что связано с ОПК, органами государственной власти, госкорпорациями и крупными предприятиями федерального масштаба. Мы расширяем и дорабатываем именно эту функциональность. Однако доступ ко всем модулям бразильской ERP-системы у нас есть и если вдруг появится необходимость внедрения в других сегментах рынка, то ничего не мешает нам подключить дополнительный функционал.
Правильно ли я понял, что цель вашей ERP-системы – занять позицию между продуктами SAP и «1С» по цене, качеству, возможностям и производительности?
Один из важнейших показателей любой ERP-системы – производительность. Если система позволяет большому количеству пользователей работать в том числе и с Big Data, то это хорошее решение для крупного корпоративного рынка. Наша «Ма-3» по данному параметру все же ближе к SAP. Но перед нами не стоит задача догнать или перегнать конкурентов, поскольку у нас разные целевые аудитории, подходы к работе с рынком и разные стратегии продаж. На партнерской конференции DIF 2017, организованной OCS, наша компания дебютирует, впервые представляет свою ERP-систему широкой публике. Но мы уже начали развивать партнерскую сеть, поскольку планируем работать именно через партнеров. Первые внедрения «Ма-3», однако будут проходить под нашим экспертным контролем, ведь высокий уровень проектов очень важен для нас.
Тестирование ERP-системы у вас производилось на каком количестве пользователей?
Мы провели успешное нагрузочное тестирование для 4 тысяч пользователей.
Летом этого года Сергей Нуралиев, руководитель отделения разработки экономических программ компании «1С» заявил об успешном тестировании для 5 тысяч пользователей, как вы это прокомментируете?
Важно учитывать при каких условиях проводится нагрузочное тестирование. В отсутствии общих стандартов каждый вендор принимает за норму некий собственный показатель, например, индекс APDEX. Если тестировщика устраивает отклик системы продолжительностью, скажем, больше минуты, то тестирование можно считать успешным и при 10 тысячах одновременных пользователей. Поэтому в отсутствии детальной информации сложно прокомментировать данные, которые представили наши коллеги. Тестирования «Ма-3» проводятся при условиях максимально приближенных к реальности. Например, наши 4 тысячи пользователей при тестировании были обращены к потоку документов (что существенно усложняет процесс обработки данных сервером приложений) и при этом сохранилась высокая скорость отклика системы. Озвученный нами показатель в 4 тысячи пользователей – это реальность, которую мы будем готовы представить рынку уже через несколько месяцев с выходом первого релиза системы.
Сколько должно длиться ваше обучение партнеров, чтобы они смогли выполнять сложные корпоративные проекты?
Такое обучение займет примерно два месяца. Понятно, что в процессе обкатки нашей ERP-системы примерно год-два можно ожидать определенных трудностей при выполнении проектов, это естественно для таких сложных систем.
Какая стратегия была у вашей компании в течение полутора лет с момента подписания договора с бразильской компанией?
Конечно же, у нас была инвестиционная стратегия, пока она такой и остается – предпродажная активность начинается только сейчас. До этого мы занимались исключительно разработкой системы, инвестировав в нее очень большой объем средств. В будущем у нас есть планы создать центр разработок в Иннополисе, благо власти Республики Татарстана создали очень дружелюбную бизнес-атмосферу у себя в регионе.
Вы больше ориентируетесь на заказчиков, уже имеющих ERP-систему, или же на тех, у кого ее еще нет?
Наши потенциальные клиенты — крупные производственные предприятия, сейчас испытывают сложности. У них либо внедрены западные ERP-решения, которые они обязаны заменить, либо уже есть российские системы, но чаще всего они самописные или низкопроизводительные, также имеет место внедрение отдельных функциональных модулей без построения комплексной системы.
Но ведь огромную роль играет и команда внедренцев, которая должна отлично знать отрасль, в которой она внедряет вашу ERP-систему?
Вы правы, ERP-система – это только инструментарий, которым нужно уметь пользоваться. У нас очень мощная команда, сотрудники имеют огромный опыт внедрений в области машиностроения.
Эта команда будет сама выполнять первые проекты?
Не исключено. Но все будет зависеть от заказчика. Экономически, повторюсь, целесообразнее работать через партнеров, однако первые проекты будут идти под контролем именно этой команды.
Кто-то из партнеров уже проходит двухмесячное обучение?
Нами уже подготовлены курсы по обучению нашей ERP-системе «Ма-3» и до конца года несколько партнеров должны их пройти.
В чем будут особенности работы вашего отдела маркетинга?
На него возложена в основном аналитика, отслеживание трендов интересующего нас сегмента рынка. Ну и, конечно, PR и прочие активности для подготовки успешных продаж нашего продукта.
Какую долю ERP-рынка Латинской Америки занимает продукт вашего партнера – бразильской компании TOTVS?
Более 50% ERP-рынка Бразилии и 30% Латинской Америки.
Опубликовано на сайте It-world: https://www.it-world.ru/it-news/thoughts/135343.html