Статья в журнале Connect об автоматизации бизнес-процессов в условиях цифровой трансформации на крупных промышленных предприятиях
8 августа 2022
Возможно ли оцифровать и автоматизировать «хаос» бизнес-процессов?
Вопрос — что понимается под «хаосом»? Если речь идет об исходной конфигурации бизнес-процессов предприятия, то, на мой взгляд, трудно себе представить, что люди, создававшие долгие годы достаточно серьезное промышленное предприятие, строившие бизнес часто с нуля, недостаточно тщательно вникли во все свои бизнес-процессы. В какой-то степени существующие бизнес-процесс предприятия, как правило достаточно разумны, то есть еще до внедрения мощной информационной системы, призванной их упорядочить, они на самом деле не представляют собой «хаос», и лишь в какой-то мере не оптимальны. Поэтому могут быть оцифрованы и автоматизированы вполне успешно.
При этом современные информационные системы управления бизнес-процессами обладают достаточно широким набором настроек и возможностями проектных доработок, что позволяет подстроиться под уже имеющиеся на предприятии бизнес-процессы, а не вынуждать заказчика в ходе внедрения информационной системы радикально менять методологию управления на предприятии. То есть во всем нужно соблюдать чувство меры, некое представление о «золотом сечении».
Что еще может помочь в ходе оптимизации бизнес-процессов? Существует набор достаточно простых практических приемов, начиная с элементарной приоритезации проектных задач. Пул задач при внедрении информационных систем подобного класса велик, а бюджет и срок реализации, как правило, ограничены. У консультантов по внедрению практически остается только один вариант — попросить заказчика проставить приоритеты по реализации бизнес-процессов, а дальше двигаться в соответствии с приоритетами.
BPMS для успешной цифровизация: требования и возможности
В контексте автоматизации бизнес-процессов промышленных предприятий, современные BPMS-системы фокусируются чаще всего на так называемых «офисных процессах», то есть на процессах «заводоуправления», поскольку эта совокупность процессов гораздо легче поддается цифровой трансформации. Гораздо реже такого рода системы пытаются оптимизировать непосредственно производственные процессы предприятия. Там, в отличии от офисных процессов, выше степень повторяемости, производственная жизнь с точки зрения BPMS-систем сложнее поддается какому-то управлению, особенно при попытке разработать какой-то новый процесс, поскольку процессы регламентируются технологией, которая достаточно часто уникальна. Поэтому трансформация офисных процессов заказчика для компании – поставщика ИТ решений в плане получения финансового результата является более предпочтительной.
Между тем на современном этапе цифровизация промышленного предприятия рассматривается прежде всего именно в контексте производственных процессов. Важность цифровизации именно в этой области с каждым годом растет и повышается значимость тех команд специалистов, вендоров, которые в состоянии предложить что-то яркое, новое и эффективное именно в производственной области.
Но какой бы класс или вид систем управления бизнес-процессами вы не взяли бы за основу, в рамках проекта внедрения вашему заказчику придется пройти в том числе и этап формализации и описания бизнес-процессов. Здесь прослеживается аналогия с внедрением таких систем как ERP, затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия. При этом автоматизация любой из ветвей бизнес-процессов требует нормализации исходных массивов информации или исходных справочников — приведения и систематизации исторических данных к единым ракурсам и правилам для реализации их в информационной системе.
Современная BPMS должна иметь развитые инструменты нормализации при описании справочников из различных систем и бизнес-процессов для их оцифровки по единой методологии.